ПРОВЕРЕННАЯ ТИПОГРАФИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПРОВЕРЕННАЯ ТИПОГРАФИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

8-812-603-25-25 8-800-333-96-06 (звоните нам бесплатно) comm@lubavich.spb.ru с 9:00 до 18:00

Висящие в воздухе

Висящие в воздухе

20.02.2018

Этот блог я хотел посвятить репортажу со Второго Полиграфического Форума, который в феврале прошел в Подмосковье. Но начал писать и понял, что темы Форума возвращают меня к одной старой неразрешимой дилемме. Такой теоретической (практически философской) «директорской» дилемме. О фокусировке предпринимателя. И полиграфия в этом рассуждении - как частный случай.

Поэтому решил разбить свой блог на две части: «философскую» и репортажную. А репортажная как-то сама собой разделилась на три части…

Надеюсь не утомить читателя :)

I.  Футбол Пеле против химии Либиха

Начну с теории. Есть такой закон «минимума», сформулированный аж в 1840-ом году немецким химиком Юстусом фон Либихом. Если вы не боитесь заумных формулировок, то читайте: «Для выживания организма (или системы) наиболее значимым является тот фактор, который наиболее отклоняется от своего оптимального значения».

На примере бизнеса закон расшифровать можно так. Живучесть предприятия (как системы) зависит от многих факторов: правильной бизнес-модели, умения четко позиционироваться на рынке, умения работать с персоналом, грамотной технологии производства, грамотного построения системы продаж, финансового учета, наличия уникального торгового предложения и прочая, и прочая, и прочая. Если какой-то из этих факторов сильно отстает от удобоваримого среднего значения, то бизнес будет катиться под откос, несмотря на то, что другие факторы находятся в идеальном состоянии.

На основе этого закона была придумана визуализация в виде «Бочки Либиха». Берем бочку, состоящую из деревянных досок, сжатых железными обручами. Бочка не новье – часть досок сверху подломаны. Подломаны на разной высоте. Заливаем в бочку воду. И выше самой обломанной, самой маленькой доски воду не нальешь – она сливается на землю. Предположим такой диалог Либиха с директором типографии:

- Дружище, высота остальных досок не важна – все равно бочку ты не наполнишь до верху, - размеренно продекламировал химик, - Наименьшая доска – это и есть тот самый фактор, который наиболее отклонился от нормального значения. Подумай, какая доска у тебя самая короткая?

          - То есть, мэтр, Вы хотите сказать, что если у моей типографии, например, система продаж в заднице, то не важно, как идеально настроена автоматизированная система управления производства. Мое детище летит в кювет!?

          - Да, именно так! И починку бочки нужно начинать именно с этой «доски» - с системы продаж, - подытожил Либих.

И интуитивно такой подход верен. Цепь крепка так, как крепко ее самое слабое звено. Метод «укрепления слабого звена» должен брать на вооружение директор любого предприятия в любой момент.

Но! Теперь рассмотрим другую не менее известную концепцию. Ее проиллюстрирую через интервью с «королем футбола» Пеле.

- Над чем Вы работаете дольше всего на тренировках? – спросил журналист.

- 90% времени я трачу на тренировку обводки, дриблинга, - ответил «король».

- Так это то, что Вы умеете делать лучше всех в мире? Зачем Вам над этим работать? – опешил интервьюер.

- Именно поэтому я над этим и работаю, этот отрыв от конкурентов и делает меня лучшим футболистом мира, - усмехнулся Пеле.


Переведем на язык бизнеса. Есть разные типажи директоров. Есть директора-механики, которые и другими директорскими функциями, но их конек – знание печатных машин. Есть директора-технологи, которые обожают технологию печати. Есть директора-маркетологи, которые чувствуют рынок лучше всех. Есть директора-продавцы, есть директора-психологи, есть директора-финансисты. Я, например, себя считаю нечто средним между директором-пиарщиком (доставляет удовольствие пиарить типографию) и директором - «азартным Парамошей», который легко может влезть в кредиты и инвестировать в новую железку. В общем, мамы разные нужны, мамы разные важны. И у всех «мам» получается вывести свою типографию на устойчивую растущую траекторию. И согласно «тезиса Пеле» нужно развивать свое «коронное» свойство еще и еще, садится на своего «конька» и гнать его в гору. И этот тезис, вроде, тоже не вызывает отторжения.

Вот и дилемма! Вот и вопрос! Кто прав: Либих или Пеле?! У меня нет правильного ответа…

Есть, конечно, теория Ицхака Адизеса о стадиях развития фирмы. На разных стадиях нужны разные компетенции, разные рецепты. При стартапе – в первую очередь важны предпринимательские жилки, потом следует этап «давай-давай», где надо включать форсаж на «продажном фронте», а через 15 лет – административные навыки. Но дилемму «Либиха-Пеле» эта теория разруливает только частично.


II. Вставай, ленивая скотина

Темы, обсужденные на Полиграфическом Форуме, который в феврале прошел в Подмосковье, что называется, «висят в воздухе». Перечислю из сразу:

·  автоматизация управления рабочими процессами,

·  специализация бизнеса,

·  диверсификация бизнеса, создание типографии «полного цикла»,

·  включение цифровой технологии в офсетное производство

Они обсуждаются на всех конференциях, включая заседания нашего питерского Клуба цифровиков (см. предыдущий мой блог).

Ясно, что маржинальность полиграфии падает последнее десятилетие «стремительно и бесповоротно». И что с этим делать? Или смириться и просто наращивать оборот (движение в сторону диверсификация и добавки в свой «рацион» цифровой «специи»), или не смириться - и биться за возвращение рентабельности на приличные показатели (работа с издержками через автоматизацию или специализацию)?

Поглядим на эти темы с точки зрения предложенной мной дилеммы Пеле/Либих. Само обсуждение на Форуме исходило из приоритета концепции «бочки Либиха».

Ясно, что «метод Пеле» - проще и приятнее: каждый сам знает свой «конек», и на нем приятнее скакать и пришпоривать. По жизни каждый двигается этим путем – другого не знает. Да и есть хорошая фраза, которая оправдывает метод Пеле: «Каждый должен заниматься своим делом!». Найти «наихудшую доску» в своей «бочке Либиха»… еще не сразу найдешь. Можно ошибиться. Да и заделывать ее не доставляет эротического удовольствия (если бы доставляло – она бы не стала самой худой доской).

Но нет, директор, не ищешь ты себе тебе покоя! Борешься с собой, ленивой скотиной! Поехал на Форум. Значит, любопытствуешь про Либиха. Так теперь -слушай! Узнавай, какие сообщество накопило идеи про твои гнилые доски в бочке Либиха. Изучи модные тенденции в современной бизнес-обстановке. И действуй!

В качестве репортажа - пару фраз про формат мероприятия. Он достоин внимания.

Формат этого Форума отличался от просто конференции. И это тоже тренд нынешней жизни – поиск новых форм общения, создания интерактивности в подаче контента. Мы на своем Клубе директоров СПб цифровых типографий попытались обкатать идею «батла». Не совсем получилось. И вот спустя несколько недель новая попытка нового формата в Подмосковье.

Композиция была следующая: вся аудитория (а это в основном топ-менеджеры типографий) разбита на четыре группы, каждая группа расположена в своем отдельном зале, предложено четыре темы для обсуждения, у каждой темы – свой модератор. Модератор со «своей» темой организует дискуссию в течение часа. Потом происходит смена зрительного зала: модераторы переходят по кругу в другую аудиторию и там снова в течение следующего часа обсуждают ту же самую тему уже с другой группой. И так четыре раза по часу. Получается, что все участники поучаствуют в дискуссиях обо всех четырех заявленных вопросах. А сами темы обсуждаются четыре раза. Но каждый раз дискуссия принимает свой поворот, потому что «разгоночное» слово предоставляется другому полиграфисту, который рассказывает про свой пример.

Такой вот нестандартный формат. В зависимости от того, как в конкретном зале пойдет обсуждение (а оно шло совершенно с разным уровнем накала и интеллекта), проблема может «раскрыться» или уйдет в скучный спектр.

Показал ли Форум пути в движении к счастью? Идеи, выявленные в результате дискуссий, будут, я уверен, обсуждаться в отраслевой прессе. Я же остановлюсь на паре тезисов, которые мне были любопытны, и даже в обсуждении которых сам брал слово.


III.  Специализация должна победить диверсификацию.


Строим логическую цепочку: выбрал любимый продукт - нашел свою специализацию – набрал в ней качественные компетенции – автоматизировал производство – сократил персонал – сократил издержки – смог дать конкурентную цену – стянул на себя все заказы рынка на данный продукт. И счастье смотрит в твое оконце.

Но не все так просто! Есть три аргумента «против». 

Первый - сшибка в мозгу «а что делать с другими заказами»? Отказываться?! Тебе несут заказы вместе с деньгами, а ты отказываешься? Идиот что ли?

Второй - страх остаться без работы. А вдруг этот сегмент, продукт, который ты выбрал, сдуется. И типография останется без работы – от других заказов ты уже успел отказаться.

Третий. У региональных типографий так мал вообще полиграфический рынок, что можно не набрать специализированного заказа, чтобы загрузить свое оборудование.

И эти аргументы на данный момент побеждают «логическую цепочку». История российской полиграфии показывает, что все-таки некоторые тенденции по специализации есть. В 90-е годы все типографии были универсальные. Потом, в нулевые годы стали выделяться типографии, специализирующиеся на упаковке. Потом цифровые-рекламные. Сейчас времена ужесточились, и маятник пошел в обратную сторону: многие в поисках работы возвращаются на упаковочный рынок, закупают цифровое оборудование. Но появился новый субъект в этой партии - государство. Оно своим администрированием давит, чтобы мы стали «социально ответственными», а, значит, это приведет к сокращению персонала. И, как следствие, специализации.

Посмотрим, какая тенденция возобладает в ближайшие годы?!

   

IV.   «Цифровая специя» в рационе офсетчика

Пойдут офсетчики в цифру или не пойдут? Меня пробила на Форуме такая мысль - чтобы цифровая технология проникла в офсет нужно изменить ментальность руководителя типографии.

Попробую расшифровать. На Форуме в одной из аудиторий на «разогреве» темы выступил один из руководителей типографии «Т-8. Издательские технологии» Борис Макаренков. Не буду обрисовывать этот проект – о нем большинство полиграфистов в курсе. Но слушая Бориса, я явственно понял, что создать такой проект не мог полиграфист! У нас, полиграфистов, мозг другой. Мы считаем полиграфию – главным делом своей жизни. А когда она «идет не первым, а вторым номером» в бизнесе, то для этого надо нам «подняться над схваткой». Что мы сделать не можем. Типографию Т-8 создали не полиграфисты, а издатели. Для них первым номером идет (назовем это так) «платформа» - IT-схема приема и передачи заказов в производство. А на втором месте – логистика. Полиграфия, в лучшем для нее случае, на третьем месте. Они саму полиграфию считают «сервисом»! Ужас! И это называется типография!.. Слово «сервис» нам, классическим типографам, представляется как-то иначе. Например, предложить подобрать цвет ляссе под цвет галстука заказчика. :)

Я вспомнил одну командировку в Голландию, которую несколько лет назад организовал Ксерокс. Нам показали бывшие типографии. Точнее то, что осталось от когда-то офсетной типографии. Владельцам бизнеса надоела эта мышиная возня – ценовые войны за лишний гульден. Они преобразовали бизнес в маркетинговое агентство, где полиграфия (уже цифровая) выполняла сервисную функцию печати персонализированных открыток-заманушек для клиентов клиентов. Например, клиентом такого агентства была турфирма. А уже клиентам турфирмы высылались именные открытки с предложением горячих туров, и… пароли для регистрации в личном кабинете на сайте. И во все будущие времена с этим клиентом-туристом турфирма будет общатся через онлайн. То есть, подумайте: из всего бизнес-процесса продажи туров в течение всей жизни, полиграфия «сработала» только один раз, при знакомстве! И разве мы, типографы с 30-летним стажем, можем это пережить?! Ответ – нет! Поэтому, чтобы цифровая печать заняла достойное место в офсетной типографии, я считаю, нужно менять свою ментальность. Мозг должен осознать, что нужно сделать полиграфию «вторым номером» в бизнес-модели.

 

 

 

Вернуться назад

Наверх