ПРОВЕРЕННАЯ ТИПОГРАФИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПРОВЕРЕННАЯ ТИПОГРАФИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

8-812-603-25-25 8-800-333-96-06 (звоните нам бесплатно) comm@lubavich.spb.ru с 9:00 до 18:00

Ох уж эти новые веяния и подходы!

Ох уж эти новые веяния и подходы!

22.01.2018

Ох уж эти новые веяния и подходы! Как без них скучно! И как они сложны! И куда они ведут?! И как же без них?!

В прошлую конференцию (см. прошлый мой пост от 23.10.17) захотелось мне опробовать новую форму сообщений на публику – дискуссии. И вот представился случай. Очередное (раз в год!) заседание Клуба директоров цифровых типографий. Мы с профессором Александром Васильевичем Ивановым в одной упряжке тянем эту общественную работу. Он – коренной, я – пристяжная. Понимаем друг друга с полуслова. Договорились – сделали! 

Некоторые коллеги помогают – подносят подарки 

korz.jpg

Выстраивается ассоциативная цепочка: клуб директоров – возраст «всем до…» - цифровая технология – нечто современное – некто продвинутые – нужны новые подходы – молодежный задор – английские слова в моде – цифровые машины продаются плохо – вышли на рынок новые поставщики - нужны маркетинговые крючки – подать тему в молодежном стиле. Отличная цепочка! В конце ее вырисовывается слово БАТЛ.

Дискуссия в форме «батл» между поставщиками. Как звучит! А?! Тема, как мне показалось то же всем интересная – «Пойдут ли в конце концов офсетные типографии в цифровую технологию?» Хотелось жарких споров до мордобоя. Тем более, что мой опыт 2004-го года, когда обсуждали СТР-технологию был удачный. Но! Фокус в этот раз мог не удастся. Факир не всегда учитывает нюансы.

Клуб проходил в зале Оптико-механического лицея. Огромный зал. И был почти полон. 

120 участников – рекорд! 

zal.jpg

Правда, больше половины – вендоры. Но и директоров типографий было много как никогда. А состав мероприятия был просто «звездный». Все шесть основных поставщиков техники были представлены своими ТОПами. Приехала «Москва» в изобилии и разнообразии. От генеральных директоров до главного редактора журнала «Курсив» Александра Амангельдыева.  

Снизошел до нас корифей «всех полиграфических времен и народов» Михаил Кувшинов. Заглянул коуч по продажам Максим Новоселов. Впервые «Гейдельберг» согласился поприсутствовать. Почтил вниманием сам председатель Союза Полиграфистов Сергей Радванецкий.  И прочая, и прочая, и прочая. 

У нас с профессором головокружение от успеха началось. А.В. так растрогался, что даже слезы об мой галстук стал вытирать.

galstuk.jpg

Звезды звездами - а батл то получится или нет? Вопрос вопросов.

История приобщения питерских офсетчиков к цифровым технологиям имеет давние истоки. 

Разделю ее мысленно на четыре волны.

Первая. Начало прошлого десятилетия. В СПб появилось три основных цифровых типографии: «Ясень» (в последующие годы – Аджитал), «Цифра» (позже ставшая «Цветпринтом») и МФИН.  Из них «Цветпринт» - наш городской флагман в объединении под одним началом и цифровой, и офсетной технологий. После появлялись и другие игроки, но эта первая волна была и осталась в памяти полиграфистов как родоначальники. «Ясень» «почил в Бозе» первым, в прошлом году «Цветпринт» пошел тем же путем. И только МФИН превратился в империю «имени Анри Аркадьевича Мелуа».

Вторая волна. К которой я отношу и себя. В 2005-ом году в свою типографию «Капли Дождя» поставил Xerox-8000 Игорь Любомиров. Я побывал у него тогда по обмену опытом и проникся фобией, что вот-вот «цифровая технология сожрет офсет». Встреча с Анри Мелуа то же имела важное значение. 

Как сказал Анри: «В цифре золото лежит на поверхности, а если копнуть – то вообще!»

Мне показалось, что полиграфия беременна «цифрой». И купил Xerox-8000. Только не объединил две технологии под одним брендом, а (по совету поставщика) создал холдинг, включающий и офсетную типографию, и новую цифровую «Циферблат» со своим оперативным управлением и коммерческим отделом. Обе типографии находились на разных этажах одного здания: это была и хорошая синергия, и не мешали друг другу. «Циферблат» развивался своим путем, «Любавич» - своим. Но масштабы были разные. Забегая вперед, скажу, что через пять лет «Любавич» переехал на новую площадку, и территориальный разрыв двух типографий «сработал в минус».

Но тогда, в 2006-ом, за мной последовали и другие коллеги-офсетчики. Некоторые из них меня спрашивали: «А стоит нам покупать цифровые машины?». Я им мудрено отвечал, что это дело деликатное, что если вы хотите продажи по обеим технологиям совместить в одном отделе продаж, то это будет ошибкой. И вообще, пока не советую бросаться с головой в этот омут. 

Конкуренты меня слушали-слушали и решили, что я им… «тюльку гоню». Специально, чтобы их приостановить в развитии. А это были благодатные докризисные годы, денег у офсетчиков было как фантиков – и… они стали покупать ксероксы.  Потом они плевались, не знали, что делать с этой мелочевкой, зачехляли эти девайсы.  А самые раздраженные звонили мне со словами, что жалеют, что не послушались моего совета. Ха-ха. В общем, беременность закончилась выкидышем.

Третья волна. Я бы ее назвал именем Коники Минолты. Новый поставщик появился наряду с господствующими тогда монстрами Xerox и Hewlett Packard. Он предложил более демократические условия входа в технологию и привлек типографии среднего и мелкого уровня. Многие туда пошли. Но это скорее была смесь «пробного захода» и сервисной функции, чем бизнес ради прибылей. Увидев этот тренд, «монстры» попытались возбудить крупные офсетные типографии на покупку серьезных цифровых машин, но в массе те остались в своей технологии. Из новеньких «третьей волны» я могу вспомнить в Питере только типографии «Экспресс-реклама» и «Майер», которые по-взрослому совмещают и офсет, и цифру.

И вот идет четвертая волна. Опять есть ощущение, что беременная на сносях. Средние тиражи ускорили свое падение и стали приближаться к «пограничным» значениям. Появились новые бизнес-модели, где цифровые машины используют свои уникальные возможности. Оперился web-2-print. Наконец, окрепла струйная печать. 

Еще один нюанс момента в том, что поставщики-«монстры» ослабили давление на наш рынок коммерческой печати, но вышли на арену два новых сильных игрока – Canon и Ricoh. «Новички», как и полагается новичкам в таком случае, снизили барьер входа в новую технологию. Я бы даже рискнул сказать, что они осмысленно «ломают» рынок по цене и приобретения, и владения цифровыми машинами. Эта «закваска» бодрит. Радует ли она? Не понятно. Ясно, что кто-то будет закупать цифровые машины. И этот процесс уже начался. Такие известные типографии как «Акрос» и «Премиум-пресс» инсталлировали Ricoh-7100. Но начнется ли лавина? Или опять разочарование?

И вот об этом и мы с профессором попытались организовать БАТЛ. Я в вводном выступлении попытался обострить тему. И хотел услышать ответы. Выступили пять представителей поставщиков. 

 И… все «увильнули» от ответа. Победил политес: вендоры побоялись обидеть других конкурентов: немного о цифровой технологии, немного «вокруг да около» и немного саморекламы. И все. 

Ответа на мой вопрос не получилось. Единственный, кто хоть как-то попытался раскрыть заданную тему - Елена Федорова из Xerox. За что ей от меня СПАСИБО! Она рассказала свое видение бизнес-процессов продаж при наличии в офсетной типографии обеих технологий. Правда, вывод я из ее выступления сделал не оптимистичный. Ну да ладно. Хоть какой-то.

В общем, БАТЛ провалился. Хочется кого-то в этом провале обвинить. Ужасно хочется! Но есть правило: кого-то обвинил – сразу проиграл. Автоматически. 

А чтобы выиграть нужно: 

во-первых, обрадоваться провалу: «поражение – это необходимое условие будущей победы»,

во-вторых, покопаться в себе: «что сделал не так?», «где совершил ошибку?», «где не доработал?»

в-третьих, все-таки сделать выводы из этих отмазок-выступлений.

Итак. Провал БАТЛа – это радость. :)

 В чем провал БАТЛа? Я сам не подготовился по настоящему. Такой формат подразумевает специальную технологию проведения. Я ее не знал и не изучал. Надеяться, что поставщики сами возбудятся, и экспромтом все организуется – наивняк.

Какие выводы? Полиграфический рынок, как не странно, растет. Тиражи падают, а номенклатура расширяется опережающими темпами. За последний год, в том числе. В основном, за счет рынка упаковки. Вторым за ним мчится цифровой рынок. В ближайшие годы будет рост отрасли и в мире, и в России. Старые бизнес-модели буксуют. Нужно искать лагуны в «голубом океане»: формировать самим новые рынки, придумывать оригинальные продукты, модели, копать в глубину – и искать там золотые слитки. Немногие на это готовы.

Кто готов из офсетчиков отправиться в поисках клондайка – им есть резон формировать композицию офсетной и цифровой технологий. Бороться и искать, совершать ошибки, находить решения и не сдаваться. Кто не готов – готовится к тихому угасанию. 

Чахнуть можно долго – процесс инертный, очень инертный. Можно успеть уйти на пенсию, пока бизнес не сдуется в минус. Одно замечание. Если вдруг средние тиражи сами резко «упадут» меньше 500 экземпляров. Таким типографиям «цифра» не нужна, можно и не тратиться, денег там нет: все золото с поверхности собрал Анри Мелуа.  

Для «Любавича» сделать вывод можно такой – надо набраться смелости, еще немного подождать, когда цены подсядут, и влезать в технологию ролевой цифры.  :)

Вернуться назад

Наверх