Типография Статьи Полиграфический словарь

Полиграфический словарь

Афиша — рекламная листовая продукция, оповещающая о предстоящем спектакле, выставке.
Биговка — процесс нанесения прямолинейных углублений (бигов).
Бумажный лист — единица расчета количества бумаги, необходимой или израсходованной на издание.
Брошюра — непериодическое издание, объемом от 4 до 48 страниц, в мягкой обложке, собранная на скрепку (скобу) или сшитая на нитку с последующей проклейкой.
Буклет — изделие, состоящее из одного листа сфальцованное любым способом в два или более сгибов (гармошкой, дельтаобразно, с поперечным фальцем и т.д.).
Блок — комплект тетрадей или листов, скрепленных в корешке, предварительно обрезанный с трех сторон и, как правило, подготовленных для последующей брошюровки.
Заливка — большая площадь поверхности печатного листа, запечатанная одним цветом.
Ежедневник — блокнот, в котором листы разлинованы специальной сеткой, предназначенной для ежедневного ведения записей.
Журнал — периодическое сброшюрованное печатное издание, имеющее постоянную рубрику и содержащее статьи по различным вопросам жизни, природы, науки, литературные произведения, иллюстративный и прочие материалы.
Издание — а) произведение печати, самостоятельно оформленное, прошедшее редакционно-издательскую подготовку, имеющее установленные выходные данные и предназначенное для передачи, содержащейся в нем информации; б) процесс выпуска книги, газеты, журнала и других произведений печати.
Каталог — перечень рекламной продукции или художественных предметов, включающий информацию об них, составленный с целью облегчения поиска этих объектов по какому-то признаку. Выделяют обычно художественный и рекламный каталоги.
Клапан — а) (в формном производстве) пустой край в виде полосы на монтаже фотоформы; б) (в печатном производстве) край офсетной печатной формы, предназначенный для закрепления в планках при ее установке в печатной машине, а также край бумажного листа, предназначенный для захвата в процессе транспортировки его в машине при печати; в) (в брошюровочно-переплетном производстве) часть обложки (суперобложки), загибаемая внутрь книги.
Книжный блок — комплект, скрепленных по корешку тетрадей или отдельных печатных листов, включающий все страницы и комплектующие детали будущего издания, кроме переплетной крышки или обложки.
Корешок- — край книжного блока, место, где скреплены все технологические элементы книги (тетради, марля, каптал, ляссе и др.).
Книга- — один из видов печатной продукции, непериодическое издание в виде сброшюрованных бумажных листов или тетрадей с отпечатанной на них текстовой, графической, иллюстрационной информацией, объемом более 48 страниц, как правило, в твердом переплете.
Лак — раствор пленкообразующих веществ в органических растворителях или в воде, создающих после отвердения прозрачную однородную пленку. Служит для отделки печатной продукции. Основные виды: офсетный лак, УФ – лак (ультрафиолетовый),ВД – лак (вододисперсионный).
Ламинация (ламинирование) — это покрытие печатной продукции плёнкой для защиты продукции. Обычно используют глянцевую или матовую пленки.
Листопрогон — каждое прохождение запечатываемого листа через печатную машину, независимо от числа наносимых на него красок. На основании этого показателя рассчитывают загрузку печатных машин и составляют графики прохождения заказов.
Машинное направление бумаги — расположение волокон в полотне или листе бумаги, совпадающее с направлением движения сетки на бумагоделательных машинах.
Масса бумаги — масса единицы площади бумаги, определенная по стандартному методу и выраженная в граммах на 1 м2. Правильнее использовать термин "масса 1 м2 бумаги 100 г", хотя в литературе часто встречается другой - "масса бумаги 100 г/м2".
М Pantone — наименование фирмы, выпускающей каталоги цветов для полиграфии, объединенных названием Pantone. Наиболее распространенный из них Pantone Formula Guide. Каталог состоит из 14 базовых и более 1000 составных цветов, составляемых из базовых красок по соответствующим формулам. В каталоге представлен один и тот же цвет, нанесенный на три основных варианта бумаги: мелованная глянцевая, мелованная матовая и офсетная. Распространенный термин - цвет по пантону.
Макет — эталон для верстки полос издания и монтажа, с раскладкой полос на печатном листе, утвержденный издательством.
Офсетная печать — вид печати на плоской поверхности, в основе которой лежит принцип не смешиваемости масла и воды. Печатная форма удерживает краску не за счет того, что репродуцируемые участки изображения были приподняты, как в высокой печати или вытравлены, как в глубокой. Краска удерживается за счет специальной обработки, позволяющей воспринимать краску на масляной основе и отталкивать воду. Многокрасочная офсетная печатная машина имеет отдельную печатную секцию для каждой наносимой краски. Например, если в издании были использованы четыре краски CMYK и одна смесевая и при этом печатная машина имеет пять красящих секций, то каждая краска (голубая, пурпурная, желтая, черная и смесевая) должна быть заправлена в отдельную секцию. При печати бумага будет последовательно проходить через каждую секцию печатной машины. Если же машина имеет меньшее число секций, то придется напечатать сначала два или три цвета, остановить машину, заменить краски и печатные формы, а затем снова пропустить бумагу через те же самые секции для нанесения оставшихся красок.
Оптическая плотность — мера, в которой измеряют пропускание света для прозрачных объектов и отражение света для непрозрачных объектов.
Оригинал — текстовой и иллюстрационный материал, который прошел редакционно-издательскую предварительную отделку и предназначен для воспроизведения в полиграфии. Изобразительные оригиналы подразделяют по характеру элементов на штриховые и полутоновые, черно-белые и цветные; по технике исполнения. Из текстовых оригиналов выделяют машинописные, печатные, кодированные а также рукописные. Авторский оригинал представляет собой, как правило, текстовый и иллюстрационный материал, который специально подготовлен автором к сдаче в издательство для дальнейшей подготовки его к изданию. Оригинал авторский — текстовой и иллюстрационный материал, который подготовлен одним автором или авторским коллективом к дальнейшей передаче в издательство для подготовки к изданию. Оригинал издательский — материал, который поступает в печать после предварительной редакционной подготовки, он подлежит в дальнейшем для репродуцирования полиграфическими средствами. В эту категория входит текстовый, иллюстрационный, смешанный оригинал, оригинал-макеты и др.
Оригинал макет — текстовый и графический материалы, которые объединены в едином оригинал-макете.
Оттенок — цвет, который получают из чистого цвета при добавлении в него белого или черного цвета, а также других цветов.
Оттиск — изображение на запечатываемом материале, которое получено посредством полиграфии. Оттиск контрольный — оттиск, взятый с печатного аппарата для оценки и контроля параметров отображения печати. Оттиск непосредственно оценивается печатником, мастером, а также технологом и заказчиком. Оттиск тиражный — оттиск, который взяли из печатной машины в ходе печати тиража издания, с целью провести периодический или выборочный контроль качества печати.
Открытка — листовое издание установленного формата, как правило, отпечатанное с одной или обеих сторон, на плотном и жестком картоне.
Обложка — бумажное покрытие верхнее издания с текстом или изображением, которое предохраняет страницы издания от механических разрушений и загрязнения, является неотъемлемым элементом внешнего оформления изданий.
Плакат — красочное рекламное листовое издание большого формата. Графическое изображение на плакате обычно сопровождается кратким текстом. Плакат применяется е в рекламных, информационных, агитационных и учебных целях.
Полоса — отпечаток установленного для каждого издания формата на странице издания, часть бумажного листа, которую составляет страница по отношению к формату бумажного листа бумаги. Доля листа зависит от количества сгибов при фальцовке. В России приняты обозначения, например, 60 х 90 1/32 или 70 х 100 1/16. За рубежом принято обозначать формат издания в мм.
Полиграфия — отрасль техники, а также совокупность технических средств и приемов, которые используют для получения большого количества одинаковых копий оригинала, предварительно прошедшего редакцию и допечатную обработку.
Персонализация (персонификация, печать переменных данных) — печать уникальной информации на каждом изделии.
Печатный лист (п. л.) — это площадь поверхности одной стороны бумажного листа, которая воспринимает краску с печатной формы, т. е. половина бумажного листа стандартного формата 60*90 см (который называется условным).
Папка — изделие из плотного материала, предназначенное для хранения небольшого числа листов документации или рекламной продукции.
Полос спуск — процесс размещения полос печатной продукции на монтажной и печатной форме, который обеспечивает после фальцевания оттисков необходимый алгоритм чередования страниц в тетрадях.
Проспект — многостраничное, сброшюрованное издание, имеющее иллюстрации.
Постер — разновидность плаката большого размера.
Приладка — технологическая операция, включающая настройку печатной машины под заданный печатный формат и бумагу, зарядку форм, регулировку красочного аппарата и т. д. Приладка заканчивается получением подписного листа издания.
Печатная (офсетная) проба — цветопроба, выполненная на тиражном материале на печатной машине. Самая достоверная цветопроба, при условии, что печать издания будет происходить на той же печатной машине, что и проба.
Перфорация — ряд отверстий в полиграфической продукции (обычно размещаемых в линию), обеспечивающая легкий разрыв продукции на части.
Ригель — элемент переплета перекидных календарей. Применяется для удобства размещения календаря на стене. Представляет собой отрезок металлической проволоки со сформированным посередине изгибом «ушком».
Раскладка на лист — то же, что и спуск полос, только в качестве полосы выступает одно или несколько изделий, (например: раскладка комплектов этикеток на печатном листе).
CMYK (полноцвет) — цветовая модель, используемая при печати, основана на смешивании четырех основных красок Cyan (голубой), Magenta (пурпурной), Yellow (желтой), Black (черной).
Спуск полос — раскладка отдельных элементов издания, полос на печатные листы с учетом последующей послепечатной обработки.
Тираж — суммарное количество экземпляров печатного издания одного названия.
Термоклей — клей, с помощью которого прочно склеиваются листы или тетради изданий. Во время склеивания клей расплавляют при высокой температуре, при комнатной температуре клей затвердевает. Этот клей отличается от других клеев, для которых необходимо дополнительное химическое отверждение или которые твердеют при испарении основы: растворителя или воды.
Термонить — шитье изданий на нить, альтернатива классическому методу шитья на ниткошвейной машине и клеевому скреплению, поскольку идеально соединяет в себе преимущества двух технологий.
Тетрадь — сложенный в результате фальцовки в несколько раз, запечатанный или еще чистый лист бумаги.
Термоусадочная пленка — упаковка. Это полимерная пленку, которая сокращается под воздействием температуры, превышающей температуру размягчения полимера.
Шелкография — вид печати, при котором краска прогоняется через шелк. Отличается повышенной насыщенностью изображения (относительно офсета).
Цветопроба — полученное различными путями изображение полиграфической продукции в цвете. Различаются аналоговые, цифровые, печатные цветопробы.
Цветоделение — процесс подготовки цветных изображений к печати несколькими красками
Флаер (флаерс) — иллюстрированный пригласительный билет.
Флексография — наиболее важными особенностями флексографического процесса являются используемые в нем резиновые или фотополимерные печатные формы. Поскольку они гибкие, то с их помощью можно печатать на множестве различных типов поверхностей, которые совершенно не подходят для офсета от тонкого пластика до грубого картона.
Фальцовка — процесс сгибания (складывания) бумаги. Применяется на бумагах плотностью до 170 г/кв. м включительно. Линия сгиба при фальцовке называется фальц. На более плотных бумагах используют биговку.
Формат — размер листа полиграфического материала, размер книги, размер иллюстрации, полосы текста и др. элементов печатного издания. В полиграфии есть несколько обозначений форматов бумажного листа.
Файловая скоба — это скоба, со специальной петлей по центру скобы, которая позволяет подшивать сшитые брошюры и каталоги в папки-регистраторы без дополнительной пробивки в них отверстий. Это позволяет не травмировать каталоги и не терять напечатанную информацию, значительно облегчает пользование брошюрами и каталогами.
Цифровая печать — технология получения оттисков в печатной машине с использованием переменной печатной формы, изменениями в которой при каждом цикле управляет компьютер издательской системы.

Вернуться назад

Наверх