Типография Блог директора Молодость VS опыт - часть вторая

Молодость VS опыт - часть вторая

14.06.2017
Молодость VS опыт - часть вторая

МОЛОДОСТЬ VS ОПЫТ

(По следам одной рабочей поездки)

Часть вторая.

Как живут полиграфисты Латвии?

Наша командировка включала посещение трех латышских типографий и совместное мероприятие Ассоциации Полиграфистов Латвии и Клуба директоров цифровых типографий Санкт-Петербурга. Жизнь полиграфическая у соседей другая,  нам было интересно о ней узнать. 

Из доклада коллег выяснилось, что долго латышская полиграфия работала на внутренний рынок. Но после кризиса 2008-го года она просела на 20-25%. О как! Помню, тогда писали, что экономика Европы просела на 3-5%. И мы удивлялись – чего они так переживают? Распустили какие-то «сопли на пустом месте». По сравнению с нашими- то потерями. А вот, оказывается, латыши - наши братья по несчастью: просадка на 25% - это нам близко, наши масштабы! :)

 И тогда прибалтийские полиграфисты вышли на рынок Евросоюза и увидели, что это Клондайк. Огромный рынок, без ограничительных квот, да еще и с возможными дотациями, где у конкурентов можно" отрывать куски" за счет низкой себестоимости. Как пошутил один из наших собеседников: «У офицера НАТО в Латвии зарплата 1500 евро, и он находится на передовой, а у офицера НАТО в Норвегии зарплата 9000 евро, и он находится в тылу! Где справедливость?!» Доля «не шутки» в этой шутке в том, что зарплаты в Латвии соизмеримы с российскими (средняя по стране - 500 евро «на руки», печатники – 1000 евро). А цены на бумагу, оборудование, расходные материалы, проценты по кредитам – такие же «низкие» как в Евросоюзе. И, главное, цены на печатную продукцию такие же «высокие» как в Европе. Почему бы не «замочить» европейских конкурентов при таком гандикапе? И от российских типографий еще отобрать часть работы (хоть и не много), пока мы оплачиваем «пограничные накрутки» за все импортное сырье…

Есть рижские предприятия, которые покупают норвежских коллег «на корню», забирают часть оборудования, весь пакет заказов, а персонал норвежский отпускают на укрепление местного рынка труда… Есть, правда, мнение, там же в Риге, что такая лафа не стимулирует к росту качества, поиску новых решений. Мы тоже заметили, что мучительные метания, характерные для нас, в поисках смыла с новыми технологиями типа УФ или струйной печати, у латвийских коллег отсутствуют. Но как показал опыт 2008-го года – латыши умеют находить решения в сложных ситуациях. А сейчас у них все хорошо: три четверти печатных изданий продается за пределами страны. Объем продаж на душу населения (около 200 евро на человека) полиграфической продукции соизмерим с Питерским показателем. Хотя памятников Ленину в Риге нет, но ленинский первый признак империализма «работает»: всего типографий в Латвии – 380, а 120 из них дают 95% оборота. Растет сектор книжной полиграфии и упаковка. В отрасли работает 3500 человек, но их число не меняется: рост объемов осуществляется за счет инвестиций и автоматизации производства.Молодцы! Просто завидно!  

Нам показали крупную офсетную типографию в Елгаве (5000 квадратных метров) и небольшую цифровую типографию Ланатекс в Риге (12 человек на производстве). Обе типографии книжные, обе работают с издательствами. Обе успешно развиваются и полны оптимизма. Мне они очень понравились с точки зрения организации производства, чувствуется уже европейский подход. В том числе и четкое позиционирование. Как мне показалось, что латыши уже проехали станцию, в которой застряли российские полиграфисты – «универсальная типография», которая «может печатать все». Мы не готовы отказаться от заказа, даже если он нам не очень технологичен. И теряем в эффективности. А соседи наши двигаются дальше к станции «каждый должен заниматься своим делом». И там наращивают автоматизацию, повышают производительность. Причем не за счет скорости печати, а за счет снижения непроизводительных потерь на каждом этапе технологической цепочки. 

И еще зарисовка одна. Не совсем о Латвии. В нашей «многонациональной» командировке было много встреч, в том числе и с Василием, нашим коллегой из Эстонии. Он родом из Белоруссии, но несколько лет назад переехал и работает в Таллинне. Он рассказал, что его пленила первая статья эстонского «Закона о бухучете…».  Она начинается так: «Бухучет в Эстонии производится на основании данного Закона и добрых бухгалтерских традиций…» Обалдеть! Мы представили, как приходит в типографию налоговая инспекция: «Мы решили проверить – а как у вас с соблюдением добрых бухгалтерских традиций?!» Для нашего, российского менталитета, это какой-то нонсенс. Но эти «добрые традиции» подсказывают, что в Прибалтике в смысле участия инспектирующих органов в работе типографий – значительно легче дышится… 

Из архитектурного (лирическое отступление №3)

В советское время мы приезжали в Ригу прикоснуться хотя бы к запаху заграницы. Погулять по узким улочкам Старого города, посмотреть готический Домский собор, попить кофе в кафе на уличных столиках. В последние десятилетия, побывав в Праге, Амстердаме, отношение к Старой Риге не такое восторженное – маловата она на фоне европейских городов. Но в этот раз я открыл для себя новые шедевры архитектуры. Это 5-6- этажные дома начала XX веков в стиле модерн.  Наша гостиница находилась в одном из таких домов. И оказалось, что таких зданий много в Риге. У этого стиля есть еще название - "югендстиль". В переводе с немецкого – молодой стиль. (Ох, опять преследует тема «молодости»!). В 70-80—е годы, когда я сюда приезжал, просто не заметил эти дома, как будто это был другой город. А сейчас их (в большинстве) очистили, покрасили, и они заиграли особую мелодию. В Петербурге в таком стиле – разве что Каменноостровский проспект. Есть похожие дома в других центральных районах у нас в Питере, но они не совсем такие. А здесь усиленная декоративность– столько эркеров, лепнины, скульптур, витражей на фасаде! Как я выяснил, основоположником этого стиля в Риге был архитектор Михаил Эйзенштейн,  отец великого кинорежиссера – Сергея Эйзенштейна (оказывается, правило «природа отдыхает на детях» не универсально! :) ). Меня уже несколько лет занимало, почему в больших провинциальных русских городах типа Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, практически нет дореволюционных домов более трех этажей. Но при этом в маленьком Выборге достаточно много 5-6-этажных домов постройки начала прошлого века. Но в Риге оказалось – их огромное количество. И почти все – шедевры архитектуры. Почему прибалтийская Россия так архитектурно отличалась от купеческой России? Видимо, общий подъем экономики Империи наложился на ганзейско-немецкие корни Прибалтийских городов, плюс еврейский капитал, который мог здесь свободнее себя чувствовать. И появились эти высокие доходные дома с уникальной архитектурой, появились жильцы, которые могли снимать квартиры в этих домах. Удивительный феномен! 

И не удержусь - еще «из личного». У нас в семье передается такая история. Мой прадед вместе со своим другом поехали из Павлограда (город в Екатеринославской губернии, ныне Днепропетровская область) поступать в Петербург в Политехнический институт. Мой прадед поступил, а друг нет. Тогда мой прадед поставил ультиматум институту – или их берут учиться вдвоем, или они уезжают. Конечно - наглость! Политех, естественно, этим хлопцам отказал. Тогда они уехали и поступили в Рижский политехнический институт. В свое время его закончили, у каждого из друзей были свои судьбы - по-своему и интересные, и трагичные.  Но не о них сейчас речь. Я в этой нашей командировке вдруг вспомнил эту семейную историю, и, как мне показалось, прочувствовал ощущения своего прадеда. Ему тогда, в начале XX века было все равно - на какой факультет поступать. Но, увидев рижские дома в этом «югендстиле», он влюбился в их архитектуру и решил стать инженером-строителем. Поэтому и поступил на факультет гражданских инженеров. Я почувствовал кожей его ощущения вековой давности!  С прадедом мы «разминулись» : я родился на три года позже того, как он покинул этот мир. Но зато оказался в пространственных координатах в одном с ним месте, в Риге. Он был тогда молод – только закончил гимназию, а у меня сейчас уже седые волосы. Какая-то сюрреалистичная мысль-чувство:  будто глянул в какое-то пространственно-временное зеркало и установил с прадедом эмоциональный континуум. Все это  меня как-то «торкнуло» и придало командировке дополнительный объем. Не знаю - смог ли донести свои ощущения?.. 

Но, по моему, в этой главе «опыт» - в приоритете! 

Ricoh

С нами в командировке были ребята из фирмы Ricoh Rus, они представляли спонсора нашей поездки. Я в первый же вечер на общем вечернем сборе за рюмочкой чая «разошелся» и «наехал» на ребят своим вопросом: «Зачем ваш бренд «лезет» на российский рынок Graphic Art? Что вы здесь хотите поймать? Продажи цифровых машин не фонтанируют, спрос на печатную продукцию растет фрагментарно, экономический бум не просматривается… Тем более, что вы заходите уже под шестым номером – после Xerox, HP, Konica,Canon, Kodak. И они сейчас не пенятся от счастья на этом дохлом рынке. А вам нужны: недетские  вложения на продвижение, налаживать сервис, выстраивать отношения с капризными клиентами, иметь запчасти на складе и т.д., и т.п. И вам это все надо?» Вопрос, конечно, риторический. Последовала пауза. Я сам ответил на свой вопрос, подкрепив ответ любопытной историей, которая случилась со мной в Японии (ее как-нибудь расскажу ). 

А ребята из Ricoh Rus ответили иначе. На следующий день. Провели презентацию машин Ricoh перед нашей группой. И, о редкость (!), рассказали не только о технических преимуществах – это делает каждый поставщик. Но и (правда, по просьбе нашего профессора) дали цифры про стоимость машин, стоимости клика, возможных люфтах при торге (!!). Публично! Новый ход на этом рынке.  Может, Ricoh и оторвет свою долю рынка. На фоне маркетинговой вальяжности/вялостиXerox.

Но в Латвии доминирует мнение, что офсет «живее всех новомодных». Достаточно было ему (офсету) добавить немного «оцифровки» в виде вывода форм на CTP, CIP-файлов и еще некоторых компьютерных «приблуд», и его «живучесть» превзошла другие технологии. Пограничный с «цифрой» тираж «опустился» до 300 экземпляров. А поглядим на жизненный цикл электрографической цифровой технологии. Она уже пошла на закат. Перспективы струйной печати? М-м-м!.. Вы еще докажите ее актуальность!

Будем считать, что этот тайм временно приостановлен в связи с туманом, опустившимся на поле! :)

Из исторического (лирическое отступление №4)

Юрис, совладелец и директор типографии, несколько раз шутливо и кокетливо назвал свое предприятие «небольшая сельская типография». Ирония в слове «кокетливо» в том, что его типография – большой «завод» даже по питерским меркам. Находится она в Елгаве. Советскому человеку этот город был известен, как место сборки микроавтобусов РАФ, которые «колесили» по всей стране и как маршрутки, и как «скорые помощи». Конечно, сейчас Елгава – не мегаполис. Но!

В нашей культурной части командировки, мы посетили два дворца (один дворец находится в самой Елгаве, другой – рядом с ней), построенные ни кем иным - самым знаменитым архитектором Петербурга Бартоломео Растрелли (автором Зимнего Дворца и Смольного собора).  Я считаю себя знающим любителем русской истории, слышал, что были такие местности в Прибалтике: Лифляндия, Эстляндия, Курляндия. Но здесь я неожиданно узнал, что Курляндия – была не просто местность, а это было такое государство - Курляндское герцогство. И не однодневка - оно существовало более 200 лет (!), имело свои колонии в Африке, Южной Америке.  Им управляло две династии. Первая - Кетлеров ничего не говорит нашему «имперскому» уху, а вот вторая – Биронов сильно засветилась в русской истории. Эрнст Иоганн Бирон, фаворит  императрицы Анны Иоановны, несколько лет фактически был серым кардиналом в нашем государстве и, по совместительству, герцогом Курляндии. За эти годы он начал строительство двух дворцов – главной резиденции в столице Курляндии Митаве, и загородного дворца в местечке Рундале. Дворцы сохранились: построены со столичным размахом, растреллиевское барокко, широченные анфилады, вокруг – шикарный парк. Естественно, строилось все на государственные (российские) деньги. Так что «коррупционные схемы», можно сказать, наладились между нашими государствами еще в далеком средневековье.  :) Любопытна последующая за этими событиями историческая гримаса. После смерти Анны Иоановны, пришедшая к власти, Анна Леопольдовна (как регент при малолетнем Иване VI) отправила Бирона в ссылку, и тот не успел достроить растреллиевские шедевры. Но потом через 20 лет Екатерина Великая вернула Бирону его дворцы, и он закончил строительство, но… ликвидировала Курляндское герцогство как субъекта, присоединив его к России при  разделе Речи Посполитой. 

И под конец отступления хочется отметить, что бывшая Митава сейчас именуется Елгавой. Так что у Юриса типография находится не в селе, а в столице государства, хоть и уже исчезнувшего с карты планеты… 

Меморандум – это наш триумф

Кульминацией поездки был, бесспорно, момент подписания Меморандума о сотрудничестве. Это вам не фунт изюма – М-е-м-о-р-а-н-д-у-м!!! В торжественной обстановке, под светом юпитеров и непрекращающиеся аплодисменты! Со стороны Санкт-Петербурга – наш профессор, наш председатель, Александр Васильевич Иванов, со стороны Латвии - руководитель Ассоциации полиграфических предприятий Латвии Иева Бечере. Меморандум предполагает многое: и создание открытого информационного пространства, и обмен опытом, и регулярные деловые визиты, и прочее, и прочее, и прочее. Но суть документа не так важна, как антураж, в котором он был подписан. Участники момента это прочувствовали! Пусть завидуют всякие Союзы офсетных полиграфистов – «цифровики» прорубили окно в Европу! 

Уже в Пулково, на обратном пути, мы торжественно обещали друг другу снова собраться в командировку в этом же составе в другую страну и там подписать следующий Меморандум. Без него уже как-то не солидно…

И опять победила молодость!  

Ой, какой получился длинный пост! Извините за многословность, но такая оказалась богатая на идеи командировка! Не смог удержаться! ;)

июнь 2017 г.

Вернуться назад

Наверх