Типография Блог директора Что год ушедший нам сказал?

Что год ушедший нам сказал?

18.01.2017

Из телефонного разговора двух директоров типографий:

- Привет! С наступающим новым годом!

- Спасибо! И тебя с тем же!

- Как дела? Как завершается год?

- Знаешь, неожиданно неплохо. Сезон был как в старые добрые времена: с перегрузом, истериками и матюгами.

- Любопытно. А что произошло? Вы работать стали лучше?

- Мне кажется, что экономика пошла вверх…

- Да-а?!! Ты первый, кто такое предположил!..


            В январе принято подводить итоги года. Год был своеобразный и не однозначный. Наверное, более точно оценить его можно будет спустя время. А сегодня – несколько зарисовок.

Первая. Пообщавшись с коллегами из других типографий, создалось впечатление, что рынок в 2016-ом разделился на две половины. Одни (и я в том числе) считают, что экономика действительно восстанавливается, начался некоторый, пусть и в гомеопатических размерах, но рост. А полиграфия, как «служанка экономики» чувствует этот подъем с повышающим коэффициентом. Признаком этого действительно стал хороший «сезон», практически как в былинные «тучные» годы.

             Но есть вторая половина «респондентов»: она не верит заверениям правительства и считает, что по прежнему экономика в кризисе, и далее будет только хуже. Эти, вторые, не почувствовали в 2016-ом свежего ветра в парусах.

Ответ, видимо, в том, что кесарю кесарево, а Богу богово: в кризисные годы крупные и умелые крупнеют, а мелкие и неумелые  мельчают.

Вторая зарисовка. Поставщики расходных материалов, в основном, жалуются на снижение маржи, хотя отмечают, что объемы продаж не хуже прошлого года. Вывод – на поляне поставщиков начинается движуха, кто-то будет уходить с рынка («Регент» - как первая ласточка).

Третья зарисовка. Поставщики полиграфического оборудования. Им, бедным, совсем не сладко. Новое оборудование типографии покупают мало. И даже так называемый «год после DRUPA» пока не «сработал»: обычно разогретые полиграфисты начинают, вернувшись с выставки, заключать контракты. В этом году – пока тишина. Посмотрим, может, эффект отложится и появится новый феномен – «второй год после DRUPA».

           И здесь меня тянет на абстрактные рассуждения. Известно, что XXI веке, в отличие от предыдущего, станкостроение (впрочем, и как вся мировая промышленность) выбрало тренд на снижение «крепкости» оборудования в угоду снижения себестоимости. Так на примере полиграфии: книговставочная линия типа Kolbus образца какого-нибудь 1980-го года выпуска работала, работает и будет еще работать до полного физического износа не одно десятилетие. А та же линия, выпущенная этим же заводом, но в 2005-ом году, потребует замены гораздо раньше. Это касается и печатной техники: тоньше станина, меньше подшипники и так далее. Могу по своему опыту подтвердить: имею в своем парке две машины Heidelberg - 1999-го года выпуска и 2007-го. Сейчас более старый девайс останавливается по техническим причинам реже, чем его более молодой собрат. 

Но это не новость – та же ситуация в автомобилестроении  и других отраслях. Но меня еще несколько лет назад интересовала коллизия. Да, конечно, так производители заставляют типографии чаще менять это оборудование, и плюс снижают цену. Но эта тенденция имеет свою «засаду». Через какое-то время полиграфисты, посчитав убытки, не захотят покупать такое быстроамортизируемое, хотя и новое, оборудование и будут продолжать эксплуатировать свое старое. Или покупать б/у. И вот этот момент, на мой взгляд, наступил. Кризис общеэкономический плюс кризис отраслевой и пришел… «гибкий пушистый зверек с элитной шкуркой». Интересно, качнется ли маятник в другую сторону: начнет кто-нибудь из производителей изготавливать как раз особо крепкое оборудование? Чтобы выделяться на фоне конкурентов.

             Похожая ситуация с бумагой. Основные ЦБК стали менять технологию изготовления бумаги, чтобы снизить себестоимость. И при этом снижается ее качество. Типографии это почувствовали – становится все сложнее поймать баланс краска/вода, бывает, что краска на оттисках неадекватно долго сохнет. Судя по разговорам – эта же тенденция началась и у производителей красок. Они стали подбирать более дешевые ингредиенты. Скоро типографии почувствуют и с этого фланга «подставу».

             Куда податься бедному полиграфисту? Обложили! Приходиться крутиться, подбирать более тщательно технологию печати. Вот надеюсь, что UV-печать станет панацеей…

             Единственное, что спасает - заказчик стал более разборчив. В прошлом десятилетии такое понятие как «достаточное качество» было российскому потребителю полиграфической продукции не знакомо. Даже раздаточные флаерсы у метро требовалось печать как картину Рембранта. Теперь с этим стало лучше – мух от котлет стали отделять: «Рембранта» печатаем с предельной тщательностью, а флаерсы – на скорости… 

Вернуться назад

Наверх